Я совсем не люблю тему коммун, но этот эксперимент в советской деревне показался довольно крутым. В Алтайском крае до 1932 просуществовала коммуна "Майское утро", организатором которой стал учитель и писатель Адриан Топоров. Крестьяне попробовали построить коммунизм в отдельно взятом селе, получилось интересно, правда кончилось плохо. Так описал свою встречу с Топоровым "космонавт номер два - Герман Титов, отец которого воспитывался в "Майском утре":
Космонавт. Коммунист. Делегат съезда. Что дало мне право носить такие высокие звания? Какими путями шел я из алтайского села в большую жизнь, шел, чтобы стать летчиком и космонавтом?.. Кто растил и учил меня? Кто были те люди, с которыми шел рука об руку едиными путями к общей цели? Много хороших, настоящих, добрых людей готовили и сопровождали меня на трудном жизненном пути, пока не окреп и не встал я на ноги. Но детство и юность прошли под благотворным влиянием коммунаров - дедов и родителей моих и первой учительницы Полины Тимофеевны Никоновой, тоже коммунарки, ученицы А. М. Топорова.
Торопливо вхожу в комнату, где мы условились
встретиться. Отец знакомит меня с пожилым сухощавым человеком. Открытое
лицо, очень высокий лоб, еще густые и, несмотря на возраст, без заметной
седины волосы, внимательные глаза, спрятанные за стеклами очков.
- Знакомься, Герман, - улыбаясь, говорит отец, и я по
всему его виду угадываю, что эта минута для него настоящий праздник. -
Знакомься, наш коммунарский учитель Адриан Митрофанович Топоров.
Так вот каков этот человек, о котором ходила добрая
молва по нашему колхозному краю, чье имя часто произносилось в нашей
семье в пору моей юности.
Произошло это 19 октября 1961 года в Москве, через 40
с лишним лет после того, как молодой учитель из Курской губернии был в
конце 1919 года избран секретарем ревкома алтайского села Верх-Жилино,
куда занесла его революционная романтика.
В начале 20-х годов он многое сделал в наших
алтайских краях. Тогда наши деды наперекор вековым устоям создали
коммуну, назвав ее «Майское утро». Хорошее, поэтичное название!
Коммунары боролись с нуждой, разрухой и голодом, боролись за хлеб для
себя и для государства. В стране набирала силу культурная революция. Вся
страна села за парты, чтобы учиться грамоте. Сели за парты и коммунары.
Душой этой огромной важности работы, подлинным просветителем крестьян
был учитель Топоров. Днем он учил детей, а в долгие зимние вечера за
парты садились сами коммунары, чтобы не только научиться писать и
читать, но и по мере возможности прикоснуться к русской и мировой
культуре. С большим интересом слушали крестьяне Адриана Митрофановича,
когда он читал книги классиков русской и мировой литературы,
произведения начинающих советских писателей, читал увлеченно, в лицах,
или, как говорили коммунары, «на разные голоса». Адриан Митрофанович
организовал самодеятельный театр, хор, оркестр. Ученик Топорова, мой
отец, тоже стал народным учителем и больше тридцати лет учил молодежь
родного села.
А. М. Топоров уехал из Сибири, когда меня еще не было
на свете. Тридцать лет не виделись они с отцом. Но все эти годы
переписывались, советовались по школьным делам, делились впечатлениями о
новых книгах, музыкальных произведениях. А я, очень много наслышавшись о
Топорове, еще с детских лет мечтал повидать этого замечательного
человека, который учил обоих моих дедов и бабушек, отца и мать и, по
существу, был моим «духовным дедом».
Незадолго до полета Юрия Гагарина в космос я приобрел
уникальную книгу. Называется она «Крестьяне о писателях». Автор ее -
Адриан Митрофанович Топоров. В книге собраны высказывания крестьян, в
том числе и моих дедов, о прочитанных книгах. Своеобразные, меткие,
интересные суждения! Чтение и обсуждение некоторых произведений мировой и
советской литературы шло в пять-шесть приемов, вспоминает автор книги,
так как все хотели принять участие в обсуждении прочитанного
произведения. Умели коммунары ценить душевное слово, чувствовать и
понимать прочитанное, принимать его или отвергать. Книга получила
высокую оценку А. М. Горького: «Прочитал эту книгу - будто побывал в
гостях у коммунаров двадцатых годов». В предисловии к этой книге
корреспондент газеты «Известия» Аграновский в 1930 году писал:
«Была сильная вьюга.
Помещение, в которое я попал, оказалось квартирой
ночного сторожа. Старик долго кряхтел, помогая мне стащить заиндевевшую
шубу, и, отчаявшись справиться, кликнул дочурку:
- Глафира!
Девочка лет четырнадцати вскочила с полатей и кинулась на помощь. В одной руке книжка, другой тянет рукав моей шубы.
- Что вы читаете? - спрашиваю, чтобы как-нибудь начать разговор.
Девочка краснеет и говорит:
- Генриха Гейне... Ах, нет, простите! Генриха Ибсена...
Я потрясен обмолвкой и, не находя слов, только покачал головой.
- Поживи у нас, голубчик, не то узнаешь, - вмешивается старик. - Тут старые бабы и те Ибсена знают.
Я в пяти тысячах километрах от Москвы, в глухом
сибирском хуторе, - и вдруг такой сюрприз! Четырнадцатилетняя дочь
ночного сторожа коммуны «Майское утро» знает обоих великих Генрихов...
Даже семидесятилетний старик правильно выговорил имя Ибсена».
На мое письмо, в котором я сообщал о приобретенной книге, отец ответил:
«Ты, сын, пишешь, что недавно прочитал книгу о своих
дедах, книгу бывшего моего учителя Адриана Митрофановича, и что хотел бы
с ним встретиться. Понимаю тебя...»
И вот встреча с Топоровым.
- Очень рад познакомиться, - говорю старому учителю.
- А я на старости лет рад вдвойне, - отвечает Адриан
Митрофанович. - Ведь луч вашей космической славы осветил все труды
крестьян первой нашей коммуны «Майское утро».
Нет, с этим я согласиться никак не мог и решительно возразил:
- В этом еще надо разобраться, чей луч на кого упал. Сдается мне, что засветился он в коммуне «Майское утро».
Космонавт. Коммунист. Делегат съезда. Что дало мне право носить такие высокие звания? Какими путями шел я из алтайского села в большую жизнь, шел, чтобы стать летчиком и космонавтом?.. Кто растил и учил меня? Кто были те люди, с которыми шел рука об руку едиными путями к общей цели? Много хороших, настоящих, добрых людей готовили и сопровождали меня на трудном жизненном пути, пока не окреп и не встал я на ноги. Но детство и юность прошли под благотворным влиянием коммунаров - дедов и родителей моих и первой учительницы Полины Тимофеевны Никоновой, тоже коммунарки, ученицы А. М. Топорова.
"Уехал из Сибири" Топоров в ГУЛАГ и ссылку, эксперимент явно пришелся не ко времени.К сожалению о "Майском утре" почти нет публикаций, зато в 1988 году сняли хороший документальный фильм, в котором дают интервью выжившие коммунары - http://www.net-film.ru/film-9502
Комментариев нет:
Отправить комментарий