пятница, 18 апреля 2014 г.

Украина и ирландский кризис 1914 года



В 1914 году Ирландия готовилась к введению гомруля, самоуправления. Протестанты выступали против гомруля, потому что опасались оказаться в подчинении ненавидящих их католиков, «местное право – римское право». Причем часть протестантских лидеров продвигала идею «федерализации», разделения Ирландии на католическую часть с самоуправлением и протестантскую, с имперским управлением. 

Протестанты создавали вооруженные отряды, против которых британское правительство готовилось выдвинуть армию (при этом часть офицеров прямо заявляла, что откажется стрелять в протестантов), формировались и католические вооруженные группы, которые через несколько лет станут основой ИРА. В итоге в текст законопроекта были внесены поправки насчет Ольстера, но очень расплывчатые, предполагалось, что Ольстер выключат из-под юрисдикции гомруля, но выключат временно, не понятно на какой срок, кроме того было неясно какие именно графства попадут под это выключение. 

Британия в этой аналогии оказалась одновременно в роли сегодняшних украинских и российских правительств. С одной стороны британцы не хотели федерализации, под давлением католических политиков (Ирландская парламентская партия). С другой стороны, они же оказывали военную поддержку протестантским формированиям. Кризис 1914 года закончился с началом Первой Мировой. Закон о гомруле был принят, но его вступление в силу власти отложили до конца войны.

Интереснее всего, конечно же итоги. Итогами стала война за независимость Ирландии и жесткая «федерализация», которая получила выражение в создании Северной Ирландии. В ходе войны протестанты развернули повсеместный террор против католиков на своих территориях, опираясь на поддержку британской армии и парамилитарных формирований («черно-пегие»). Но ровно тем же самым занимались и ирландские радикалы, которые  выгнали на север тысячи протестантов, сжигая их дома и терроризируя семьи. Ситуация получилась двоякая. С одной стороны Ирландия стала практически независимой (в той степени, в которой это позволял статус доминиона), с другой - Северная Ирландия вряд ли когда-нибудь воссоединится с Южной в рамках одного государства. А разгадка одна – взаимная нетерпимость и отказ от компромиссов. 

Протестанты люто боялись, что гомруль приведет к тому, что их будут убивать за английский язык ирландские «бендеровцы», а католики  настолько были уверены в том, что вся Северная Ирландия спит и видит над собой знамя с арфой, что отказывались признавать, что подавляющее большинство ее населения в гробу видало все кельтское.

Кстати «единая Ирландия» любили скандировать обе стороны. Для одних она была единой в составе тюрьмы народов, для других  - унитарным островом без неправильно молящихся протестантов. Данная аналогия условна, как любая аналогия.

Комментариев нет:

Отправить комментарий